
From chef
Мексиканский стейк
Пряности и насыщенный вкус...
Производство продуктов питания, особенно мяса, является основным источником выбросов парниковых газов, вызываемых человеком, которые составляют почти 60% от общего объема. В этой статье рассматривается значительный рост рынка растительных продуктов питания в последние годы и прогнозируемое расширение в следующем десятилетии, с акцентом на ключевые потребительские тренды, способствующие этому росту.
Содержание
• Как потребление мяса влияет на изменение климата?
• Растительные продукты: будущее?
• Тенденции рынка
Как потребление мяса влияет на изменение климата?
Парниковые газы, такие как углекислый газ и метан, значительно влияют на температуру Земли. Наиболее известный парниковый газ — это углекислый газ (CO₂). Однако существуют и другие газы, способствующие парниковому эффекту, такие как метан, который в 34 раза более вреден для окружающей среды, чем CO₂, если рассматривать влияние за 100 лет. Этот показатель увеличивается до 86 раз, если оценивать воздействие за 20 лет.
Скот производит значительные объемы метана в процессе нормального пищеварения, и при чрезмерном потреблении говядины выбросы этих газов резко возрастают. Согласно последним исследованиям, к 2050 году глобальное потребление мяса может достичь от 460 до 570 миллионов тонн, что в два раза больше уровня 2008 года. При этом переработка и транспортировка мяса также усиливают выбросы.
Выбросы от животноводства составляют около 14,5% от общего объема глобальных выбросов парниковых газов, и примерно две трети этих выбросов приходятся на крупный рогатый скот. Производство мяса отвечает за 57% всех выбросов, связанных с производством продуктов питания. Для сравнения, производство одного килограмма говядины генерирует около 70 кг выбросов парниковых газов. Более того, производство мяса способствует истощению водных ресурсов. Организация Объединенных Наций сообщает, что на производство одного гамбургера весом в четверть фунта требуется около 1500 литров воды.
Кроме того, разведение скота требует большого количества кормов, а скотоводство занимает миллионы акров земли и монокультурных полей для их выращивания. Скотоводство способствует вырубке лесов в пять раз больше, чем любой другой сектор, и отвечает за большую часть вырубки лесов в Амазонии. По оценкам, около 70% вырубленных земель в Амазонии используется для выпаса скота. Превращение естественных экосистем в сельскохозяйственные поля приводит к выбросу парниковых газов, которые способствуют изменению климата.
В результате этих фактов движение за растительные продукты питания набирает обороты, поскольку люди начинают осознавать связь между своими пищевыми предпочтениями и здоровьем планеты. С экологической точки зрения, производство растительных продуктов требует на 37% меньше воды и генерирует значительно меньше выбросов парниковых газов. Именно в этом контексте начинается борьба за долю на рынке.
Растительные продукты — будущее?
Отчет Bloomberg за 2021 год
Ожидается, что мировой рынок растительных продуктов питания достигнет 162 миллиардов долларов к 2030 году, увеличившись с 29,4 миллиарда долларов в 2020 году.
Согласно отчету, опубликованному Bloomberg в 2021 году, глобальные розничные продажи растительных альтернатив (продуктов, состоящих из минимально обработанных фруктов, овощей, цельных злаков, бобовых, орехов и семян, трав и специй, и не содержащих продуктов животного происхождения) могут достичь 162 миллиардов долларов к 2030 году, что более чем на 100 миллиардов долларов превышает показатели 2022 года. Растительный рынок растет в 5 раз быстрее, чем общая пищевая промышленность. В странах Ближнего Востока и Африки ожидается, что рынок растительного мяса и молочных продуктов будет демонстрировать среднегодовой темп роста (CAGR) около 6% в период с 2022 по 2027 годы.
По мере того как все больше людей переходят к здоровому и экологически чистому образу жизни, термин «флекситарианец» (частичный вегетарианец) приобретает все большую популярность. В настоящее время 14% людей во всем мире являются вегетарианцами и веганами, а еще 15% придерживаются флекситарианской диеты. Это означает, что 29% потребителей по всему миру уже включают растительные альтернативы в свой рацион.
Азиатско-Тихоокеанский регион занимает наибольшую долю мирового рынка растительных продуктов. При прогнозируемом росте на 51 миллиард долларов с 2020 по 2030 годы, рынок региона может достичь 64,8 миллиарда долларов. Этот рост обусловлен культурными и демографическими факторами, поскольку, как ожидается, население региона превысит 5 миллиардов человек к 2030 году, что приведет к увеличению спроса на растительные альтернативы.
Растительное мясо
Ожидается, что в 2025 году доля традиционного мяса на мировом рынке составит 90% от общего объема поставок мяса, однако к 2040 году эта доля сократится на 50%. В то же время прогнозируется, что продажи мясных альтернатив увеличатся примерно на 15%, достигнув 25% от общего объема продаж в этот период. Кроме того, ожидается рост производства культивированного мяса (настоящего мяса, произведенного путем выращивания клеток животных) на 35%. Эти прогнозы демонстрируют огромный потенциал рынка растительных альтернатив и подтверждают, что к 2040 году растительное и клеточное мясо будут составлять большую часть мирового рынка мяса (с общей долей в 60%).
Рынок растительных продуктов питания в Азиатско-Тихоокеанском регионе был оценен в 17,1 миллиарда долларов в 2020 году, и прогнозируется, что он будет расти со среднегодовым темпом (CAGR) в 15,9% в период с 2018 по 2026 годы. В 2020 году Китай занимал 37,9% азиатского рынка растительных продуктов, доминируя в регионе. Более того, правительство Китая планирует сократить потребление мяса в стране на 50% к 2030 году. Согласно исследованию, опубликованному в 2021 году компаниями DuPont Nutrition & Biosciences и IPSOS, спрос на растительные заменители мяса в Китае и Таиланде, как ожидается, вырастет на 200% к 2025 году.
В Соединенных Штатах рынок растительных продуктов питания достиг 7 миллиардов долларов в 2020 году по сравнению с 4,8 миллиарда долларов в 2018 году, что представляет собой рост на 43%. Рост продаж растительных продуктов питания опережал общий рост продаж продуктов в 2,5 раза за тот же период.
На Ближнем Востоке также наблюдается рост интереса к мясным альтернативам. Например, в 2021 году бренд халяльных продуктов питания из ОАЭ Al Islami выпустил свой первый веганский бургер.
В 2019 году глобальный рынок растительного мяса достиг 19 миллиардов долларов, при этом доля Ближнего Востока составила 176,5 миллионов долларов. Ожидается, что рынок будет расти на 4-5% в год до 2023 года.
Растительное молоко
Рынок растительного молока и его производных уже оказал значительное влияние на молочную промышленность и по-прежнему обладает большим потенциалом для дальнейшего роста. На этот рост влияет множество факторов, включая непереносимость лактозы и растущие заботы о здоровье. Согласно данным Food Intolerance Network, до 75% мирового населения страдает непереносимостью лактозы. Молочные продукты также содержат высокие уровни насыщенных жиров, что увеличивает риск развития высокого уровня холестерина. По мере того как люди переходят к более здоровому образу жизни, растительные молочные альтернативы демонстрируют потенциал достичь 68,8 миллиарда долларов к 2030 году, увеличившись с 25,2 миллиарда долларов в 2021 году, с прогнозируемым среднегодовым темпом роста (CAGR) в 11,8% в период с 2022 по 2030 годы.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе ожидается, что альтернативные молочные продукты составят 57% рынка растительных белков к 2030 году.
В странах Персидского залива (GCC) 65% потребителей страдают от непереносимости лактозы, а 48% утверждают, что предпочитают вкус миндального и овсяного молока по сравнению с коровьим молоком. Lulu Hypermarket, ведущая сеть супермаркетов в ОАЭ, сообщила, что рынок растительного молока вырос на 50% в 2020 году.
Тенденции рынка
Миллениалы и поколение Z с большей вероятностью становятся вегетарианцами и веганами, так как они более осведомлены об экологических проблемах и имеют сильное чувство социальной ответственности. Что касается их потребления, 63% представителей поколения Z употребляют вегетарианские или веганские блюда хотя бы раз в месяц, а 44% делают это хотя бы раз в неделю. Согласно отчету за 2022 год, 79% миллениалов и поколения Z уже регулярно едят растительные продукты.
В Соединенных Штатах, хотя только 2,5% американцев старше 50 лет считают себя вегетарианцами, 7,5% миллениалов и поколения Z отказались от мяса. Так как будущими потребителями будут миллениалы и поколение Z, компании сосредоточены на разработке продуктов, которые им будут интересны.
Индустрия растительных продуктов питания стремительно расширяется и завоевывает значительную долю рынка; также она демонстрирует многообещающий потенциал роста в течение следующих 10 лет. Поэтому сейчас самое подходящее время для компаний, чтобы внедрять инновации и разрабатывать растительные альтернативы. Интерес к альтернативным белкам, например, растет по всему миру, так как растения оказывают ограниченное воздействие на окружающую среду и являются здоровой альтернативой с высоким содержанием белка. Хотя альтернативные белки составляли всего 2% мирового рынка белков в 2020 году, ожидается, что к 2035 году их доля достигнет 12%. Белок из гороха, например, рос с годовым темпом роста (CAGR) в 30% с 2004 по 2019 годы.
Животные белки останутся доминирующими на рынке; однако это не исключает возможности для растительных продуктов укрепить свои позиции. Согласно исследованию Bloomberg, рынок растительных продуктов питания, как ожидается, достигнет 162 миллиардов долларов в течение следующих 10 лет.
Источники:
Guardian - https://www.theguardian.com/environmen...tion-study
Bloomberg
UNECE - https://unece.org/challenge
https://www.myclimate.org/information/...use-gases/
https://infomineo.com/agriculture/plan...-takeover/